Публикатор

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал опубликован: 01 июля 2025, 09:16

Обновлён: 01 июля 2025, 09:17

Просмотров: 0

Уголовная ответственность за преступления в миграционной сфере

С каждым годом приток иностранных граждан на территорию страны неуклонно возрастает, что свидетельствует о необходимости дачи правовой оценки правомерности их пребывания на территории региона.

Законодателями ужесточена ответственность за организацию незаконной миграции по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 322.1 УК РФ – 322.3 УК РФ.

Так, за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации (ст. 322.1 УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Кроме того, вышеуказанная статья дополнена частью 3 ответственность за которую наступает в случаях совершения преступных деяний организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации.

Ответственность за совершение указанного преступления предусмотрена в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Уголовным законом предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ).

За совершение указанных деяний грозит наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Основания обращения прокурора в суд с исковым заявлением в интересах гражданина

Статья 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) связывает право прокурора на обращение в суд в интересах гражданина с некоторыми условиями, а именно:

- гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;

- гражданин обратился к прокурору с просьбой о защите социальных прав в сфере трудовых (служебных) отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

      Возможности прокурора по предъявлению административных исковых заявлений в интересах гражданина в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) несколько ограничены. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (статья 39 КАС РФ). 

Уважительные причины, по которым гражданин сам не может осуществлять судебную защиту должны быть указаны в исковом заявлении прокурора в его интересах. Определенного списка этих возможных причин нет, их уважительность оценивается судом в каждом конкретном случае. Например, к уважительным причинам может быть отнесено отсутствие возможности ознакомиться с документами из уголовных дел о мошенничестве с использованием информационных технологий.

      Прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе по доказываю своих требований. Исключение составляют право на заключение мирового соглашения (соглашения о примирении) и обязанность по уплате судебных расходов.

     К прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Такой иск может быть предъявлен к материальному истцу (гражданину, в интересах которого выступает прокурор). При этом отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не прекращает рассмотрения дела по существу, при условии, что лицо, в защиту прав которого обращался прокурор, не заявило об отказе от иска. В то же время при отказе истца от иска, независимо от позиции прокурора по делу, суд должен прекратить производство по делу, если это, конечно, не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

С 1 сентября 2025 года вводят ответственность за пропаганду в интернете незаконного оборота и потребления наркотиков

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», с 1 сентября 2025 года Уголовный кодекс Российской Федерации будет дополнен статьей 230.3, предусматривающей уголовную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Норма распространяется на лиц, которых в течение года 2 раза привлекли к административной ответственности за аналогичные нарушения или которые имеют судимость по такой статье.

Ответственность за нецелевое использование средств материнского капитала

Материнский капитал - мера государственной поддержки семей, воспитывающих детей.

Поскольку законом предусмотрены способы и цели его использования, сообщение получателями заведомо ложных сведений о себе и своей семье при подаче заявления в орган, уполномоченный принимать решение о выплате, предоставление недостоверных, подложных документов при оформлении данной социальной льготы лицами, не имеющими на это законных прав, влечет уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Например, не соответствуют целевому назначению и расходованию средств материнского капитала:

  • предоставление заведомо ложных сведений о рождении ребенка;
  • оформление чужого ребенка на себя;
  • сокрытие факта лишения родительских прав на первого ребенка;
  • направление средств на приобретение жилья по стоимости ниже, чем выделенная сумма, с последующим присвоением разницы в цене;
  • приобретение непригодного для проживания жилья с завышением его стоимости до размера материнского капитала с представлением фиктивного договора купли-продажи;
  • оформление ипотечного кредита в пределах средств материнского капитала и приобретение квартиры по фиктивному договору купли – продажи;
  • покупка автомобиля либо мебели.

Любые способы, позволяющие «обналичить» средства материнского капитала, незаконны и влекут уголовную ответственность до 10 лет лишения свободы.

Виновное лицо обязано возместить государству сумму незаконно полученного либо потраченного капитала.

(ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ)

Действия в случае необоснованного привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения

Большинство административных правонарушений в сфере дорожного движения выявляются в автоматическом режиме с использованием аппаратов фото- и видеофиксации.

Однако минимизация человеческого фактора не исключает случаев необоснованного привлечения автовладельца к ответственности.

Такое случается, например, в результате некорректной идентификации государственного номера авто или когда в момент правонарушения за рулем находился другой человек.

За правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами по закону отвечают собственники (владельцы) транспортных средств.

Для того, чтобы избежать ответственности в таких случаях им придется доказать собственную непричастность к совершенному правонарушению в ходе обжалования постановления по административному делу вышестоящему должностному лицу того, кто его вынес или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Срок на подачу жалобы - 10 дней с момента получения копии постановления.

В жалобе необходимо изложить обстоятельства, имеющие отношение к делу, в т.ч. приложить документы, подтверждающие использование авто другим лицом, например, справку с работы о нахождении в момент фиксации нарушения ПДД на рабочем месте, копию полиса ОСАГО, в котором указан управляющий автомобилем, его объяснения.

Доказательства должны соответствовать требованиям административного кодекса. Например, объяснения нарушителя могут быть даны в присутствии должностного лица (полиции или нотариуса), наделенных полномочиями по разъяснению его прав и обязанностей.

В случае пропуска срока обжалования постановления по уважительной причине, указанный срок может быть восстановлен по ходатайству подающего жалобу лица.

После оценки представленных доказательств, подтверждающих невиновность собственника авто, постановление о его наказании отменяется.

(ч.ч. 1, 2 ст. 2.6.1, глава 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях)

Увеличены штрафы за нарушение Правил дорожного движения

С 01.01.2025 вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушение Правил дорожного движения (ПДД).

Существенно увеличены штрафы за:

- езду без ремня безопасности или мотошлема;

- управление транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющим права управления авто либо лишенным водительских прав;

- передачу управления авто лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

- превышение скоростного режима, в т.ч. повторно;

- проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;

- нарушение правил расположения авто на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;

- выезд на полосу встречного движения, в т.ч. повторно;

- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части;

- непредоставление преимущества в движении маршрутному транспорту или транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;

- нарушение ПДД тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства;

- отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения;

- нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

- несоблюдение требований об ОСАГО владельцев авто.

C 20 до 30 дней увеличен срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности за ряд нарушений ПДД, может уплатить штраф со скидкой.

С 50 до 25 % уменьшен размер скидки и применяется к привлеченным к ответственности с 01.01.2025.

(Федеральным законом РФ от 26.12.2024 № 490-ФЗ)

Введена уголовная ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, совершенные из корыстных побуждений

Федеральным законом от 21.04.2025 №90-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. В частности, данным Федеральным законом статья 284.2 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью 2, которая предусматривает уголовную ответственность за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением или союзом или государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации либо российских юридических лиц, совершенные из корыстных побуждений или по найму. Уголовная ответственность за совершение названного преступления предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Изменения вступили в законную силу 21.04.2025

Определена подсудность дел о пропаганде наркотиков в сети Интернет

Федеральным законом от 08.08.2024 №226-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В частности, данным Федеральным законом внесены изменения в часть 1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно определена подсудность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 230.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно принятым изменениям в законодательство, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных 230.3 Уголовного кодекса Российской Федерации подсудны мировому судье.

Изменения вступают в законную силу 01.09.2025.

В КоАП РФ внесены изменения в части усиления ответственности за нарушение правил защиты информации

Федеральным законом от 23.05.2025 № 104-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» усиливается административная ответственность лиц за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), за использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил защиты информации со дня совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений

Ежегодно от неконтролируемого огня в России погибают лесные растения и животные, а также нередко люди. Закономерным следствием лесных пожаров становится загрязнение воздуха, снижение плодородия почвы, негативные изменения здоровья населения. Значительная часть природных пожаров обусловлены поведением человека. С целью защиты лесного фонда Российской Федерации от уничтожения или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности законодателем предусмотрена уголовная ответственность по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под значительным ущербом в статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, превышающий 10 000 рублей, крупным ущербом — 50 000 рублей. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет. В диспозиции части 3 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации законодателем отдельно выделено уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.

Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

Изменения административного законодательства в сфере закупок

Федеральным законом от 28.12.2024 № 500-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ). Так, некоторые статьи КоАП РФ об административной ответственности в сфере госзакупок и гособоронзаказа (ст.ст. 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.32.1, 7.32.3 - 7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55 - 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП РФ) признаются утратившими силу. С 1 марта 2025 года прекращаются находящиеся в производстве судов, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных утратившими силу статьями КоАП РФ и не являющихся административными правонарушениями в соответствии с новыми статьями. С указанной даты не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение таких правонарушений. При этом КоАП ПФ дополнен новыми статьями, предусматривающими административную ответственность, в частности, за: нарушение порядка планирования закупок; нарушение порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта; нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа; нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества и пр. Уточнены размеры ответственности должностных лиц. Установлены, в частности, административные штрафы: - за неверный выбор способа закупки - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; - за несоблюдение объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - от 40 тыс. до 60 тыс. руб.; - за нарушение срока заключения контракта - от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Закреплена возможность назначения административного наказания в виде предупреждения за отдельные правонарушения при выполнении государственного или оборонного заказа. Например, предупреждение может быть назначено должностному лицу за нарушение порядка формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок, а также за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения.

Изменения вступили в силу с 01.03.2025.

Наставничество в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регламентированы Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В 2025 году начали действовать новые положения указанного федерального закона о наставничестве в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, предусмотрено, что в отношении несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа наставниками из числа граждан, включенных в реестр наставников, и (или) организациями из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, включаются граждане Российской Федерации, прошедшие в установленном порядке подготовку, а также педагогические и социальные работники.

В указанные реестр не могут быть включены граждане, которые:

1) в соответствии со ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации не допускаются к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;

2) в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций; 

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны иностранными агентами.

В то же время в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не могут быть включены организации, которые в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, организации, признанные иностранными агентами, а также организации, единоличными исполнительными органами которых являются лица, которые не могут быть включены в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

Наставники и организации осуществляют свою деятельность безвозмездно.

Органы государственной власти, местного самоуправления и российское движение детей и молодежи в соответствии с установленными полномочиями могут оказывать поддержку наставникам и организациям. Оказание поддержки может осуществляться в таких формах, как финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров); предоставление организациям грантов в форме субсидий; вручение наград, присвоение званий наставникам и организациям, а также награждение наставников и организаций почетными знаками.

Назначение наставника и (или) организации осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей. Наставник и (или) организация назначаются на срок, определенный комиссией с учетом мнения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей, при этом такой срок не может превышать срок проведения индивидуальной профилактической работы.

Наставник, организация осуществляют свою деятельность в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования, в том числе дополнительного, и обеспечению его досуга.

Уголовная ответственность родителей за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Благополучие детей всегда было и остается одной из приоритетных задач внутренней политики Российской Федерации. В нашем государстве придается особое значение защите прав несовершеннолетних и созданию условий для их гармоничного развития. Для полноценного, всестороннего развития ребенка необходимо его надлежащее материальное обеспечение.

Именно поэтому частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) закреплена ответственность родителя за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.

К уголовной ответственности по данной статье родитель привлекается при следующих условиях:

1. Неоднократность совершенного деяния:

Данный состав преступления предусматривает административную преюдицию. Это означает, что к уголовной ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ привлекаются родители, которые ранее за аналогичное деяние были привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При этом на момент повторного совершения данного деяния, которое в свою очередь уже образует состав преступления, родитель должен считаться подвернутым административному наказанию, то есть предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня отбытия родителем административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, не должен истечь.

2. Умышленное бездействие родителя по уплате алиментов и отсутствие у него уважительных причин:

Это означает, что к уголовной ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ не может быть привлечен родитель, который не платил алименты в связи с его болезнью или нетрудоспособность, из-за невыплаты работодателем заработной платы, в связи с задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам, из-за прохождения военной службы по призыву и в других случаях, когда алименты не были уплачены родителем в установленный срок по независящим от него обстоятельствам.

3. Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного в отношении родителя исполнительного производства:

Для разъяснения указанного условия обратимся к конкретному примеру. Так, платежи родителя по алиментам носят ежемесячный характер. Родитель обязан уплатить алименты за конкретный месяц, например, за январь. Если это не сделано им в течение января, то с 1 февраля начинает течь двухмесячный срок, в течение которого родителю необходимо уплатить алименты, в данном случае этот период длится с 1 февраля по 1 апреля. В том случае, если в этот период времени родитель также не уплатил алименты за январь, начиная со 2 апреля в его действиях будут установлены признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ.

Отдельного внимания заслуживает примечание № 3 к статье 157 УК РФ, гласящее, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если в полном объеме погасило задолженность по алиментам в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При этом исходя из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, для прекращения уголовного дела в указанном порядке родитель обязан уплатить не только сумму задолженности за инкриминируемый ему период преступления, но и всю задолженность по исполнительному производству о взыскании алиментов в целом. Возмещение же родителем лишь инкриминируемой ему суммы задолженности, исходя из анализа судебной практики, признается обстоятельством, смягчающим наказание.

Прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления

Законодательство нашей страны определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

За строгой юридической формулировкой Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» скрывается и глубокий смысл, лежащий вне правового поля, основанный на моральных и нравственных ориентирах людей.

Нашими согражданами, которые приобрели гражданство Российской Федерации по рождению, такой правовой статус воспринимается как само собой разумеющийся и неотъемлемый. И это справедливо в первую очередь в силу закона – гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации, выслан за пределы страны или выдан иностранному государству. Гражданам России, находящимся за ее пределами, предоставляется защита и покровительство.

В то же время если гражданство Российской Федерации приобретено не по праву рождения, а по иным основаниям, в том числе в случаях приема в гражданство России иностранного гражданина либо лица без гражданства, то гражданство нашей страны по закону может быть прекращено в принудительном порядке. Одним из оснований для принятия такого решения является совершение преступления из числа указанных в части первой статьи 24 упомянутого закона.

Перечень таких криминальных посягательств довольно широк и включает отдельные особо тяжкие квалифицированные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, незаконный оборот поддельных денег, преступления террористического характера и экстремистской направленности, бандитизм, организация преступного сообщества и участие в нем, отдельные посягательства, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, государственная измена и шпионаж, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уклонение от прохождения военной службы и дезертирство – всего более 60 статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законом особо определено, что по указанному основанию гражданство России прекращается независимо от времени совершения соответствующего преступления, даты вынесения приговора суда об осуждении лица за совершение соответствующего преступления и даты принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Механизм реализации законодательных требований также определен – в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел судом направляется копия вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение одного из приведенных выше преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление).

Не остаются в стороне от обозначенных вопросов органы прокуратуры – они исследуются при изучении материалов уголовных дел, поступивших прокурору для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд, в том числе в части полноты собранного следствием материала, характеризующего личность обвиняемого.

Кроме того, поскольку именно органы прокуратуры законом определены в качестве ведомства, осуществляющего государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, прокуратурой проводится мониторинг официальных статистических данных о криминогенной обстановке, предоставляемых в том числе следственными органами. Этот мониторинг затрагивает и данные о совершении преступных посягательств так называемыми натурализованными гражданами. Каждый подобный случай оценивается с точки зрения наличия оснований для прекращения гражданства Российской Федерации.

Публикатор