Публикатор

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал опубликован: 19 февраля 2024, 10:29

Обновлён: 19 февраля 2024, 10:29

Просмотров: 0

  1. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Использование портала госуслуг для подачи обращений

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с учетом изменений от 04.08.2023) предусмотрена подача обращений с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2334 утверждены Правила использования портала госуслуг для направления обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.

Установлено, что с использованием портала госуслуг могут направляться обращения в порядке Федерального закона № 59-ФЗ, а также сообщения (информация о необходимости решения актуальных для физических или юридических лиц проблем).

Направление обращений и сообщений физическими и юридическими лицами с использованием портала госуслуг осуществляется при условии наличия подтвержденной учетной записи и прохождения процедур идентификации и аутентификации.

Обращения и сообщения, поданные с использованием портала госуслуг, регистрируются автоматически в момент их подачи. Регистрация подтверждается присваиваемым порталом госуслуг регистрационным номером.

Ответы на обращения или сообщения, уведомления о переадресации обращений или сообщений в орган, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении или сообщении вопросов, направляются по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета физического или юридического лица на портале госуслуг.

Через портал госусуг можно обратиться также и в прокуратуру Ярославской области.

Иные способы обращения в прокуратуру:

- путем посещения прокуратуры через личный прием граждан (осуществляется без записи в порядке живой очереди дежурным прокурором);

- путем направления письменного обращения почтовой связью;

- путем заполнения формы для обращения на портале https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_76.

Экстренная скорая медицинская помощь может быть оказана без согласия пациента

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека; в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния; при проведении судебно-медицинской экспертизы, судебно-психиатрической экспертизы; при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 678-ФЗ внесены дополнения в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым скорая медицинская помощь может быть оказана без оформления согласия на медицинское вмешательство при условии оказания вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медицинской помощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства.

Изменения вступили в силу с 5 января 2024 года.

Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ).

Основания досмотра:

- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;

- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средству или следов административного правонарушения на транспортном средстве:

- осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

Досмотр проводится:

- В присутствии лица, во владении которого находится транспортное средство;

- В присутствии 2-х понятых или с использованием видеофиксации;

- Обязательно составляется протокол досмотра транспортного средства, копия которого вручается владельцу транспортного средства;

Действия сотрудников полиции, осуществивших досмотр транспортного средства, могут быть обжалованы в суд.

Если гражданин полагает, что досмотр транспортного средства проведен незаконно и необоснованно, а также действиями сотрудников полиции он вправе обратится в суд в порядке ст. 1069 ГК РФ.

Фото- и видеосъемка в общественных местах (правила, ограничения и запреты)

Под понятием «общественное место» обычно понимается место, где происходит общение достаточно большого количества людей, которым открыт туда доступ на равных основаниях.

Согласно ст. 29 Конституции РФ дозволено каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Фото- и видеосъемка в общественных местах не ограничена, если законом не установлено иное.

Например, фото- и видеосъемка одного участника гражданских правоотношений не должна посягать на права других их участников, то есть если такая съемка имеет целью сбор информации о частной жизни лица, то без согласия этого лица она не допускается исходя из ч. 1 ст. 24 Конституции РФ.

Фото- и видеосъемка на улице не ограничена.

Что касается торговых залов и иных помещений организаций, реализующих товары, работы и услуги потребителям, то производимая в них фото- и видеосъемка согласуется с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующим право любого потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Коммерческую тайну размещенная там информация составлять не может.

Посредством фото- и видеосъемки граждане могут фиксировать свое общение с должностными лицами органов власти, принципом деятельности которых еще в Указе Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» объявлена открытость.

В частности, в ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» провозглашена открытость деятельности полиции.

Запрета на получение изображения гражданина применительно к его гражданско-правовой охране тоже не существует. Граждане, находящиеся в общественных местах, осознают возможность их фото- или видеосъемки и, поскольку этого места они не покидают, подразумевается их согласие.

Стоит отметить, что все вышеизложенное не касается ситуаций применения оборудования, предназначенного для скрытой съемки и негласного получения информации.

Правила налогообложения разыскиваемых транспортных средств

Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации определены правила налогообложения разыскиваемых транспортных средств.

Так, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано.

Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, транспортное средство, находящееся в розыске, не облагается налогом до месяца его возврата владельцу.

Собственнику угнанного или похищенного транспортного средства необходимо обратиться с соответствующим заявлением и подтверждающими документами в налоговый орган в целях прекращения начисления налога.

Граждане, пострадавшие от мошеннических действий, имеют право взыскать в суде неосновательное обогащение

Как правило, переводы денежных средств в рамках мошеннических схем отправляются на банковские карты, оформленные на подставных лиц. Мошенники не используют собственные данные.

В силу требований пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении иных операций по счету. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. 

Правовое регулирование электронных средств платежа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». По правилам выпуска и обслуживания банковских карт, карта является собственностью банка и дается владельцу во временное пользование. Передача карты в руки третьих лиц и предоставление сведений о ПИН-кодах категорически запрещены условиями договора, заключенного между банком и клиентом. Персональную ответственность по операциям с картой несет владелец карты. Таким образом, при передаче банковской карты третьему лицу все негативные последствия по совершенным банковским операциям возложены на лицо, на чье имя выдана банковская карта.

При поступлении денежных средств на карту третье лицо, как правило, за вознаграждение переводит деньги мошенникам либо дает согласие и предоставляет им возможность распоряжаться его счетом. Следовательно, на владельцах карты лежит ответственность за все неблагоприятные последствия совершенных действий.

В настоящее время сформировалась судебная практика по взысканию на основании исков граждан неосновательного обогащения с непосредственных владельцев счетов, на которые перечисляются денежные средства в таких случаях.

В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По смыслу указанной нормы, для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения должна быть установлена совокупность следующих обстоятельств: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; возникновение убытков на стороне потерпевшего, являющихся источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего); отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий.

Таким образом, граждане, пострадавшие от мошеннических действий, имеют право обратиться в суд с иском к владельцам банковского счета, банковской карты о взыскании неосновательного обогащения.

Кроме того, прокурор может обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства в случае, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать этого самостоятельно.

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Данный Закон содержит перечень информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей и может распространяться посредством информационно-телекоммуникационных сетей и сети «Интернет», например информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, направленная на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, либо о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) создана электронная форма для приема обращений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации. Данная форма размещена по адресу: http://eais.rkn.gov.ru.

В случае выявления на страницах сайтов в сети «Интернет» информации, которая может быть отнесена к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, пользователь вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган, компетенция которого определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, заполнив вышеуказанную форму в электронном виде.

По результатам проведенной проверки уполномоченный орган правомочен принять решение о признании данной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и внести ее в Единый реестр. В случае принятия решения об отказе в признании информации, размещенной на информационном ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, лицо, обратившееся в уполномоченный орган, вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.

Внимание, мошенничество!

Распространение в последние несколько лет использования средств сотовой связи, компьютерных программ и сети Интернет, а также социальных сетей повлияло на рост совершения преступлений в сфере дистанционного мошенничества.

Существует множество методов и схем мошенничества, совершаемых путем перечисления обманутыми гражданами денежных средств со своих счетов на счета третьих лиц. Например: звонок из банка или «полиции», звонок от «родственника», попавшего в беду, розыгрыш призов и другие.

Как показывает анализ совершенных хищений, в большинстве случаев мошенники использовали методы психологического воздействия на потерпевшего, запугивая его, вводя в заблуждение, представляясь сотрудниками специальных служб и организаций.

С целью предотвращения мошеннических действий:

- никогда и никому не сообщайте пин-код своей банковской карты, её реквизиты;

- не переходите по ссылкам, содержащимся в спам-письмах и смс-сообщениях;

- при работе с интернет-магазинами следует выяснить: как давно зарегистрирован сайт, есть ли у магазина офис, юридический адрес, телефоны и т.п.;

Обращаем Ваше внимание на появление нового способа совершения преступления с использованием злоумышленниками приложения-клона для телефона банковской организации, в которой открыт счет.

Если Вы стали жертвой мошенников необходимо:

- временно заблокировать карту, позвонив в банк;

- немедленно обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве;

-обратиться в банк с заявлением о спорной транзакции с приложением копии заявления в полицию и просьбой оказать содействие в расследовании.

Внимание и осторожность помогут сохранить Ваши денежные средства.

За работающей женщиной теперь сохраняется право на получение пособия на ребенка

Федеральным законом от 19.12.2023 № 614-ФЗ внесены изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно данным изменениям право на получение пособия по обязательному социальному страхованию сохраняется в случае, если женщина выходит на работу (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы) из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или в период указанного отпуска работает у другого работодателя.

Ранее такое право сохранялось только при выходе на работу на условиях неполного рабочего времени или на дому, при этом требовалось заявление женщины.

Аналогичные изменения Федеральным законом от 19.12.2023 № 620-ФЗ внесены в статью 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Изменения вступили в силу 01.01.2024.

Ответственность за использование жилого помещения не по назначению, а также за систематическое нарушение прав соседей

В соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений.

Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, в указанных случаях относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире). Обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи вправе также органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями.

Выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили.

При этом к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи относятся их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями.

Новое положение о паспорте гражданина Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2267 утверждено новое Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Постановлением установлен порядок оформления и выдачи паспорта, его замены, уничтожения, срок действия, а также образец бланка паспорта и его описание.

Согласно новому Положению в паспорте, оформленном в виде документа, содержащего электронный носитель информации, будут указываться биометрические персональные данные, содержащиеся на электронном носителе информации (цифровое фотографическое изображение лица владельца паспорта).

Для учета паспортов и их бланков предусматривается ведение электронных записей с использованием системы «Мир».

Об уплате вносов на капремонт собственниками квартир в секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения программы капремонта

Федеральным законом от 19.12.2023 № 601-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми урегулирована ситуация об уплате вносов на капремонт собственниками секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения программы капремонта (часть 5.2 статьи 170).

Обязанность по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в региональную программу капремонта указанных изменений.

С даты возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт собственники помещений, расположенных в указанной части многоквартирного дома, уплачивают взносы на капремонт в соответствии с решением об определении способа формирования фонда капремонта, принятым и реализованным собственниками помещений в таком многоквартирном доме до даты ввода в эксплуатацию указанной части многоквартирного дома, если после этой даты собственниками помещений в таком многоквартирном доме не принято иное решение.

Публикатор