Asset Publisher

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал опубликован: 27 August 2025, 13:39

Обновлён: 27 August 2025, 13:43

Просмотров: 0

Уголовная ответственности за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации

Частью 1 статьи 205.5 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Частью 2 названной статьи предусмотрены ответственность за участие в деятельности такой организации и наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Согласно примечанию к статье 205.5 Уголовного кодекса РФ, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное названной статьей, и добровольно прекратившее участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Не может признаваться добровольным прекращением участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Понятие «террористической организации» дается в статье 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». На основании данной нормы закона организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-280, 282.1-282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы - ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» обращено внимание судов, что на основании статьи 24 названного федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими организациями, перечень которых подлежит официальному опубликованию.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 205.5 Уголовного кодекса РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организацией террористической и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации.

Уголовная ответственность по части 1 статьи 205.5 Уголовного кодекса РФ наступает за организацию деятельности террористической организации, состоящую в действиях организационного характера, направленных на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной 3 организации (например, созыв собраний, организация шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).

Под участием в деятельности террористической организации понимается совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации) проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых организационных мероприятиях и т.п.).

Ответственность за участие в деятельности террористической организации наступает с 14-летнего возраста, а за организацию деятельности такой организации с 16-летнего возраста.

Уголовная ответственность за пропаганду наркотических средств

 

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности.

Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде.

Федеральным законом от 08.08.2024 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 230.3, устанавливающей уголовную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические и психотропные вещества либо их прекурсоры, в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Пропаганда наркотических средств – деятельность, осуществляемая юридическими или физическими лицами, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также совершение иных действий в целях побуждения интереса у зрителя (читателя) к данным веществам, способам их употребления, формировании представления о факте потребления для достижения состояния наркотического опьянения как допустимого, желательного.

Пропаганда наркотических средств будет уголовно наказуемой, если она совершена лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние (статья 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) два раза в течение одного года либо лицом, уже имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 230.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных, принудительных работ, ограничения либо лишения свободы на срок до двух лет.

Дополнительно суд может лишить виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Предварительное следствие по новой статье Уголовного кодекса Российской Федерации проводят следователи органов внутренних дел.

Изменения вступают в силу с 01.09.2025.

Ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок

В силу ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

На основании Федерального закона от 28.12.2024 №500-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации» с 01.03.2025 прежний предусмотренный главой 7 перечень составов административных правонарушений в сфере закупок (ст.ст.7.29 – 7.32.1, 7.32-3 – 7.32.5 КоАП РФ) утратил силу. Введены в действие составы, предусмотренные ст.ст. 7.30.1, 7.30.2, 7.30.3, 7.30.4, 7.30.6 КоАП РФ). 

Типичными нарушениями законодательства о закупках, образующими состав административного правонарушения, являются:

- нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 8 статьи 7.30.2 КоАП РФ);

- нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (ч.9 ст. 7.30.1, ч.4 ст. 7.30.4 КоАП РФ);

- принятие неправомерного решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч.4 ст. 7.30.1 КоАП РФ);

- изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством (ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ);

- приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при их несоответствии  условиям контракта ( ч.7 ст. 7.30.2 КоАП РФ).

Уголовная ответственность установлена за злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ), подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ), заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 200.6 УК РФ).

Меры социальной поддержки лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» донор крови должен отвечать следующим требованиям:

- достигнуть возраста 18 лет и (или) обладать полной дееспособностью;

- являться гражданином Российской Федерации либо проживать на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее года, если он иностранный гражданин или лицо без гражданства;

- изъявить добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты;

- пройти добровольно медицинское обследование;

- не иметь медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.

Почетными донорами могут стать граждане, которые безвозмездно сдали кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы) 40 и более раз; плазму крови 60 и более раз; кровь и (или) ее компоненты 25 и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 40 раз; кровь и (или) ее компоненты менее 25 раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 60 и более раз.

Лицам, являющимся почетными донорами России, в соответствии с действующим законодательством предоставляется право на:

- оплачиваемый отпуск, предоставляемый в удобное время года;

- бесплатную медицинская помощь, оказываемая во внеочередном порядке в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения;

- первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;

- ежегодные денежные выплаты, которые не подлежат налогообложению.

Законно ли размещать рекламные конструкция в виде баннеров, листовок на фасадах жилых домов?

Ограждающие конструкции здания, как несущие, так и ненесущие, считаются общим имуществом всех собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.

Исходя из этого, фасад многоквартирного дома принадлежит всем собственникам жилых и нежилых помещений на праве общей долевой собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и пунктом 1 Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме».

В качестве органа управления выступает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме согласно ст. 44 Жилищного кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 2 этой же статьи, к полномочиям общего собрания относится принятие решений о передаче общего имущества в пользование.

Исходя из статьи 19 Федерального закона «О рекламе», для размещения рекламных конструкций с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и других технических средств (рекламные конструкции) требуется заключение договора с собственником земли, здания или другого недвижимого имущества, к которому она прикреплена, либо с уполномоченным им лицом.

Если для размещения рекламы требуется использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, договор может быть заключен только с согласия собственников, полученного в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Заключать такой договор уполномочено лицо, назначенное общим собранием собственников.

Следовательно, установка рекламной конструкции или заключение договора, в том числе управляющей организацией, без предварительного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, будет считаться незаконным.

Рассмотрены некоторые вопросы отнесения растительных отходов к твердым коммунальным отходам

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 17.06.2025 № 25-50/11090-ОГ рассмотрены вопросы отнесения растительных отходов к твердым коммунальным отходам.

В письме сообщается, что согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, к ТКО относятся виды отходов, включенные в группу отходов «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам», которые не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений и не в результате потребления.

Однако Федеральный классификационный каталог отходов не является нормативным правовым актом, относящим отходы к ТКО, а лишь является перечнем видов отходов, образованных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности.

Таким образом, по характеру образования растительные отходы не могут быть приравнены к ТКО.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Нотариусы обязаны уведомлять наследников о долгах наследодателей

Федеральным законом внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которым нотариусы после открытия наследственного дела обязаны направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй наследодателя.

После получения данных сведений нотариус извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства, об отсутствии кредитной истории наследодателя или об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя либо о наличии не исполненных по состоянию на дату запроса нотариуса о предоставлении кредитного отчета долговых обязательств наследодателя, об их размере, а также извещает указанных наследников о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, сведения о которых получены нотариусом из иных источников.

Также нотариус извещает о полученной информации наследников в письменной форме по известному адресу места жительства или известному адресу электронной почты либо знакомит указанных наследников с полученной информацией при личной явке.

Данные изменения вступают в законную силу с 24.11.2025.

Уголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данная глава включает в себя 18 статей с 246 по 262. Выделяются несколько групп экологических преступлений, ее классификационным признаком выступает предмет преступления – охраняемый природно-ресурсный потенциал: животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. 256-258 УК РФ), растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. 260 и 261 УК РФ), воды (ст. 250, 252 УК РФ), атмосфера (ст. 251 УК РФ), особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст. 253, 259, 262 УК РФ), земля (ст. 254 УК РФ), недра (ст. 255 УК РФ).

Например, максимальное наказание в виде лишение свободы на срок до пяти лет предусмотрено за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

За загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству предусмотрено наказание в виде ареста на срок до трех месяцев.

Лишение свободы на срок до пяти лет (максимальное наказание) предусмотрено, если это деяние повлекло причинение вреда  здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшее по неосторожности смерть человека.

Штраф, как вид наказания присутствует в санкциях практически всех составов экологических преступлений и использован в качестве основного и дополнительного вида наказания, за совершение наиболее общественно опасных экологических преступлений штраф может быть назначен в размере до трех миллионов рублей.

В санкциях составов экологических преступлений присутствуют также такие виды наказаний как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (назначается сроком до пяти лет), исправительные работы (назначается сроком до двух лет), принудительные работы (назначаются по разным составам сроком до пяти лет), ограничение свободы (максимальный срок наказания составляет три года) и лишение свободы (максимальный срок наказания составляет до десяти лет).

Появится новый единый документ о постановке на налоговый учет

С 1 января 2026 года согласно информации Федеральной налоговой службы факт постановки на учет в налоговых органах будет подтверждаться единым для всех лиц документом – выпиской из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Данный документ содержит сведения об учете лица в налоговом органе (ИНН, наименование/Ф.И.О., сведения об объекте учета, дате постановки (снятия), а также налоговом органе, где лицо стоит на учете).

При этом налоговые органы больше не будут выдавать свидетельства и уведомления о постановке на учет (снятии с учета).

Соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ.

Для получения выписки можно представить запрос в любой налоговый орган:

- в электронном виде – через личный кабинет налогоплательщика, с помощью сервиса «Узнай свой ИНН» или портал Госуслуг;

- на бумаге – лично (через представителя) или заказным письмом по почте.

Менять ранее выданные свидетельства и уведомления не нужно, они остаются действительными.

Как и прежде, физические лица могут узнать свой ИНН и моментально получить электронную выписку о нем на сайте ФНС России. Для этого нужно запросить ИНН и пройти по ссылке «Получить выписку».

Новый порядок сократит бумажный документооборот и сделает взаимодействие с налоговыми инспекциями удобнее для населения.

Обновлены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам

 

Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой помощи, оказываемой медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования или заключенными в пользу иностранных граждан договорами в сфере ОМС.

В новых Правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2025 № 631, исключены положения, в соответствии с которыми:

- после завершения лечения иностранного гражданина в его адрес или адрес юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, по согласованию с указанным гражданином направляется выписка из медицинской документации;

- счета-фактуры за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляются медицинской организацией в адрес иностранного гражданина или юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, если иное не предусмотрено договором, в соответствии с которым она была оказана.

Закреплено, что медицинское освидетельствование иностранных граждан на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Введены штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности.

С 27 июня 2025 года вступают в силу изменения в статье 19.7.5-1 КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2024 № 516-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ужесточающие ответственность за ведение бизнеса без уведомления или с нарушением порядка его подачи.

Штрафы будут применяться как к индивидуальным предпринимателям и руководителям компаний (должностным лицам), так и к юридическим лицам.

Основанием для применения санкций указанной статьи является:

- неподача уведомления о начале деятельности;

- ведение деятельности без уведомления (если оно обязательно по закону);  

- несообщение об изменениях в данных, указанных в уведомлении;

- предоставление недостоверных сведений.

Штрафы для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц составят от 7 до 12 тысяч рублей, для юридических лиц – от 24 до 48 тысяч рублей.

Также введена новая категория ответственности за повторное нарушение.

Так, в случае если лицо уже привлекалось к административной ответственности по статье 19.7.5-1 КоАП РФ, то штраф для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц составит от 15 до 25 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 60 тысяч рублей. Кроме того, срок давности привлечения к ответственности увеличен с 3 месяцев до 1 года со дня совершения правонарушения.

Усилена административная ответственность за отдельные правонарушения в сфере связи и информации

Федеральным законом от 31.07.2025 № 281-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в частности, незаконная передача абонентом - физическим лицом или пользователем услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя абонентского номера, выделенного ему на основании договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи или предоставленного в пользование в рамках указанного договора, иному лицу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

При этом не является наказуемой безвозмездная кратковременная передача абонентского номера иному лицу для получения таким лицом услуг связи в личных целях.

Также установлена в том числе ответственность за передачу информации, необходимой для регистрации и (или) авторизации пользователя сети «Интернет».

Кроме того, неисполнение владельцем программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, обязанности обеспечить соблюдение запрета предоставлять доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 80 тысяч рублей; на должностных лиц - от 80 тысяч до 150 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

Установлена административная ответственность за распространение рекламы программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.

Умышленный поиск заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

О внесении изменений в законодательство о землепользовании

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2025 № 294-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2026 на правообладателей земельных участков, обладателей публичного сервитута возлагается обязанность проводить мероприятия по защите земель от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и их уничтожению.

 К опасным видам инвазивных (чужеродных) растений относятся жизнеспособные растения любых видов, сортов или биологических типов, которые обитают за пределами своего естественного ареала и распространение и численность которых создают угрозу окружающей среде, жизни или здоровью граждан, сохранению естественных экологических систем, биологического разнообразия и причиняют вред отдельным отраслям экономики. Разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации по определению перечней опасных видов инвазивных (чужеродных) растений, которые не отнесены к карантинным объектам и сорным растениям и в отношении которых должны приниматься меры по их выявлению, предотвращению их распространения и их уничтожению.

Мероприятия по охране окружающей среды от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений должны проводиться способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации, в том числе использованием энтомофагов. Предусматривается, что непроведение мероприятий по защите земель от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений может являться основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Расширен перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина

Статья 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Федеральным законом от 31.07.2025 № 311-ФЗ в пункт 2 статьи 213.7 внесены изменения, в частности расширен список данных, которые должны быть опубликованы в делах о банкротстве физических лиц.

С 11.08.2025 будут дополнительно публиковаться следующие сведения:

о предъявлении кредитором своих требований к должнику, а также о включении заявленных требований в реестр требований;

о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной и о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре.

Предусмотрена ли ответственность за предложение употребить наркотики?

Статьей 230 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за склонение другого человека к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Общественная опасность данного деяния состоит в том, что при любом способе склонения создается угроза причинения либо фактически причиняется вред здоровью или жизни склоняемого лица - потерпевшего.

Объективная сторона преступления выражается в совершении различного рода активных действий, преследующих цель склонить лицо к употреблению наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов.

В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» к числу таких действий могут относиться любые умышленные действия, в том числе однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания потребления наркотических средств (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия, совершаемые с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие.

Преступление считается оконченным с момента совершения действия, направленного на склонение другого человека к потреблению наркотиков, при этом не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог.

За склонение к потреблению наркотических средств предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.

Если действия по склонению к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствиям, такие как самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, развитие у него наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией и другие, действия виновного будут квалифицированы по п. «б» ч. 3 ст. 230 УК РФ. За совершение данного преступление наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

При этом следует отметить, что предложение употребить наркотическое средство с его фактической передачей либо оказанием помощи в его хищении или вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке, перевозке или пересылке повлечёт также уголовную ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предусмотренную ст. 228.1 УК РФ.

Об усилении уголовной ответственности за незаконные операции с чужими банковскими картами

С 5 июля 2025 года вступили в силу изменения в уголовном законодательстве, направленные на борьбу с мошенничеством в сфере электронных платежей.

Федеральным законом от 24.06.2025 № 176-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена уголовная ответственность для так называемых «дропперов» - подставных банковских клиентов, через чьи карты проводятся незаконные финансовые операции.

Поправки внесены в статью 187 УК РФ («Неправомерный оборот средств платежей»). К уголовной ответственности теперь будут привлекаться лица, которые, не являясь владельцами банковских карт и стороной договора с банком на их использование, совершают неправомерные операции с использованием электронных кошельков и пластиковых карт, а также те, кто за вознаграждение передает электронные средства платежа третьим лицам.

Клиентов банков будут привлекать к ответственности за совершенные из корысти передачу электронного средства платежа (доступа к нему) для незаконных операций (ч. 3 ст. 187 УК РФ), а также проведение незаконных операций с электронным средством платежа по указанию или в интересах другого лица (ч. 4 ст. 187 УК РФ). За совершение данных преступлений виновному грозит до трех лет лишения свободы.

Иные лица, не являющиеся стороной договора об использовании электронного средства платежа, заключенного с оператором по переводу денежных средств, понесут ответственность в случае приобретения или передачи другому лицу из корыстной заинтересованности электронного средства платежа (доступа к нему) для незаконных операций (ч. 5 ст. 187 УК РФ), а также осуществление неправомерной операции с использованием электронного средства платежа (ч. 6 ст. 187 УК РФ). За совершение указанных преступлений максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом до пятисот тысяч рублей по части 5 и до одного миллиона рублей – по части 6 рассматриваемой статьи.

Между тем законодатель предоставляет возможность избежать уголовной ответственности тому клиенту банка - дропперу, который впервые совершил такое преступление, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию и добровольно сообщил о лицах, совершивших другие преступления с использованием этого же электронного средства платежа.

Прокуратура настоятельно призывает не соглашаться на предложения мошенников использовать вашу банковскую карту или использовать чужие карты для получения и обналичивания денежных средств. Такие действия влекут уголовную ответственность.

Asset Publisher