Asset Publisher

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал опубликован: 11 November 2024, 09:41

Обновлён: 11 November 2024, 09:41

Просмотров: 0

О порядке взаимодействия органов внутренних дел и медицинских организаций при осуществлении наблюдения за лицами, находящимися
на диспансерном наблюдении и склонными к совершению общественно опасных действий

Федеральным законом от 22.07.2024 № 195-ФЗ внесены изменения
в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Поправки внесли
в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О полиции».

С 1 марта 2025 года вносятся изменения в порядок взаимодействия органов внутренних дел и медицинских организаций при осуществлении наблюдения
за лицами, находящимися на диспансерном наблюдении и склонными
к совершению общественно опасных действий.

Теперь, органы внутренних дел участвуют в пределах своей компетенции в наблюдении за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, в целях предупреждения совершения такими лицами преступлений и административных правонарушений. В рамках указанного наблюдения между медицинскими организациями и органами внутренних дел осуществляется обмен информацией.

Критерии, по которым будут определять склонность к совершению общественно опасных действий, установят в порядке диспансерного наблюдения. Кроме этого, поводом к новым основаниям для передачи врачебной тайны
по запросам органов внутренних дел отнесены:

- административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы;

- участие в наблюдении за больными алкоголизмом или наркоманией, которые опасны для окружающих, а также за лицами с психическими расстройствами, состоящими под диспансерным наблюдением из-за склонности к совершению общественно опасных действий;

- проверка заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных лицами, состоящими под наблюдением,
и о происшествиях, которые относятся к компетенции полиции.

Порядок взаимодействия медицинских организаций и органов внутренних дел, в том числе перечень передаваемых сведений, случаи и порядок информирования, будут утверждены Минздравом и МВД России.

Владелец источника повышенной опасности несет ответственность независимо от наличия своей вины в причинении вреда

В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к источникам повышенной опасности относятся транспортные средства, механизмы, объекты электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Учитывая, что указанный перечень не является исчерпывающим, источником повышенной опасности может быть признана иная деятельность,
с учетом особых свойств предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности.

Имущественная ответственность за вред, причиненный действием источника повышенной опасности, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.

Юридические лица и граждане обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от их вины. Исключение составляют случаи, когда ими доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или умысла потерпевшего (противоправного поведения,
при котором потерпевший предвидит и желает или сознательно допускает наступление вредного результата).

Согласно статьям 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора
с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности (например, машинист поезда).

При этом, на указанных лиц может быть возложена ответственность
за причиненный вред, если они противоправно завладели транспортным средством.

Отсутствие вины владельца источника повышенной опасности
при наличии грубой неосторожности потерпевшего не является основанием
для освобождения владельца от ответственности, однако размер возмещения вреда может быть снижен судом.

Изменение порядка оплаты экспертизы, назначаемой судами общей юрисдикции

Федеральным законом от 22.07.2024 № 191-ФЗ «О внесении изменений
в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части четвертой статьи 16 Федерального закона
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» установлено, что со 02.08.2024 экспертиза назначается судами общей юрисдикции после внесения участником дела оплаты за нее на специальный счет.

Срок оплаты денежных средств за проведение экспертизы определяется судами.

В случае непоступления денежных средств в полном объеме и указанный срок, в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы будет отказано судом.

Вместе с тем, суды вправе назначить экспертизу по собственной инициативе, если дело невозможно рассмотреть в рамках имеющихся доказательств, в том числе представленных сторонами.

Права родителя, проживающего отдельно от ребенка

Главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации закреплены права
и обязанности родителей. Также предусмотрен порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Так, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право:

- на общение;

- на участие в воспитании;

- на участие в решении вопросов получения образования;

- на получение информации о своем ребенке из образовательных, медицинских учреждений, организаций социального обслуживания
и аналогичных организаций.

Следует отметить, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка
со стороны родителя. При этом отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Если общение ребенка с родителем, проживающего отдельно,
не причиняет здоровью ребенка физический и психический вред, не наносит ущерб его нравственному развитию, то родитель, с которым проживает ребенок, не должен этому препятствовать.

Между родителями возможно заключение в письменной форме соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

По требованию родителей или одного из них, если они не могут прийти
к общему мнению, спор разрешается судом с участием органа опеки
и попечительства. Также по требованию родителей или одного из них суд вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления судебного решения в законную силу. Участие органа опеки и попечительства
в данном случае также является обязательным.

В случае злостного невыполнении судебного решения суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение
о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Обращение имущества в доход государства за совершение коррупционных правонарушений

Законодательством в сфере противодействия коррупции определено,
что под коррупцией понимаются действия по злоупотреблению служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества
и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав
для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другими физическими лицами.

Статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена возможность взыскания судом в доход Российской Федерации всего полученного по сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка
или нравственности.

Аналогичные правовые последствия в качестве гражданско-правовой меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений установлены статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой принудительное изъятие у собственника имущества осуществляется путем обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества,
в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле
за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности,
и иных лиц их доходам» установлен перечень имущества, с заявлением
об обращении которого в доход Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве вправе обратиться прокурор - земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, цифровые финансовые активы, цифровая валюта, в случае если лицом, замещающим (занимающим) государственные (муниципальные) должности, должности муниципальной службы
не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

Помимо этого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

С 01.09.2024 начало действовать обязательное страхование пассажиров легкового такси

С 01.09.2024 для легкового такси введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) согласно Федеральному закону от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный закон от 14.06.2012
№ 67-ФЗ).

В связи с новыми изменениями законодательства страховая выплата сможет составить: по риску гражданской ответственности за причинения вреда жизни пассажира в размере не менее 2 025 000 руб. на 1 пассажира; по риску гражданской ответственности за причинения вреда здоровью пассажира
в размере не менее 2 025 000 руб. на 1 пассажира; по риску гражданской ответственности за причинения вреда имущества пассажира в размере не менее 23 000 руб. на 1 пассажира.

Договор ОСГОП должен быть заключен в отношении каждого транспортного средства, внесенного в региональный реестр легкового такси.

Ответственность за нарушение требований о страховании ответственности перевозчика закреплена ст. 11.31 КоАП РФ.

Так, перевозка пассажиров перевозчиком, не заключившим договор ОСГОП, влечет административное наказание в виде штрафа в размере
от 40 000 руб. до 50 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.

Кроме того, непредоставление пассажирам информации о страховщике
и договоре ОСГОП является также административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 11.31 КоАП РФ и влечет административное наказание в виде штрафа в размере от 1 000 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц
и индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц от 10 000 руб.
до 30 000 руб.

Особенности реализации права на трудоустройство и социальное обеспечение участников специальной военной операции

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, например:

- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

- предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей
в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

- зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы
и дня приема на государственную службу.

В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2, п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2024 № 201, отдельные категории граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» могут бесплатно пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование.

К таким категориям относятся, например, ветераны боевых действий, принимавшие участие (содействовавшие выполнению задач) в специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24.02.2022,
на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022, уволенные
с военной службы (службы, работы), если они не проходили профессиональное обучение и не получали дополнительное профессиональное образование
в рамках дополнительных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2023 № 2021.

Возросли размеры госпошлин

В связи с принятием Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ многократно возросли размеры госпошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 100 000 руб. госпошлина составит 4000 руб. (сейчас
при цене иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. госпошлина составляет 800 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 руб.).

При подаче искового заявления имущественного характера,
не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера госпошлина составит:

  • для физических лиц – 5000 руб. (сейчас 300 руб.),
  • для организаций – 20 000 руб. (сейчас 6000 руб.).

При подаче искового заявления о расторжении брака госпошлина будет уплачиваться в размере 5000 руб. (сейчас 600 руб.).

Госпошлина при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составит:

  • для физических лиц – 15 000 руб. (сейчас 300 руб.),
  • для организаций – 50 000 руб. (сейчас 3000 руб.).

Также вводятся новые пошлины. Например, при подаче заявления
о разъяснении судебного акта, об исправлении описок, опечаток
и арифметических ошибок в рамках гражданского процесса – 5000 руб. Аналогичное заявление, подаваемое в рамках арбитражного процесса, –
15 000 руб.

По действующим правилам при внесении изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа
и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия госпошлина не уплачивается.

Пошлина по делам, связанным с взысканием алиментов, осталась прежней — 150 рублей. Это исключение призвано сохранить доступность судебной защиты для родителей, которые требуют финансовой поддержки для своих детей.

Новый закон сохраняет все действующие льготы (освобождение
от пошлины, отсрочки и рассрочки ее уплаты). Например, по искам о взыскании заработной платы, алиментов, вреда жизни и здоровью истцы остаются освобожденными от уплаты пошлины, указали в комитете по бюджету. Параллельно вводятся дополнительные послабления. Согласно принятому законопроекту, на льготы смогут претендовать следующие категории граждан:

- истцы по неимущественным искам, связанным с защитой интересов детей-сирот и детей без попечения родителей;

- граждане-банкроты — по обособленным спорам, связанным
с освобождением от обязательств перед кредиторами, формированием конкурсной массы и реестра требований кредиторов;

- кредиторы — по требованиям о включении в реестр требований кредиторов в деле о несостоятельности, если их требования подтверждены вступившими в силу судебными актами.

Перечисленные категории будут полностью освобождены от пошлин.
По искам, связанным с защитой прав на единственное жилье, будет предусмотрена 70-процентная скидка на их уплату.

Новые размеры госпошлин применяются к делам, возбужденным в суде соответствующей инстанции на основании заявлений и жалоб, направленных
в суд после 08.09.2024 (ч. 28 ст. 19 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ).

О беззаявительном порядке назначения выплат ветеранам боевых действий

Федеральным законом от 08.08.2024 № 291-ФЗ внесены изменения
в Федеральный закон «О ветеранах».

Установлено, что ветеранам боевых действий, не реализовавшим право
на получение ежемесячной денежной выплаты, указанная выплата устанавливается в беззаявительном порядке на основании сведений
об оформлении удостоверения ветерана боевых действий, полученных Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации от федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, осуществляющих выдачу удостоверения ветерана боевых действий.

Кроме того, данным Федеральным законом расширен перечень лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран военной службы".

Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку):

1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных
в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу
в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, или постоянно проживавшие по состоянию
на 30 сентября 2022 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или выехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 года по 29 сентября 2022 года, с территории Луганской Народной Республики в период с 27 апреля 2014 года по 29 сентября 2022 года, проходившие на территориях указанных республик военную службу
в Вооруженных Силах Украины, Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формированиях и органах Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, или постоянно проживавшие по состоянию на 30 сентября 2022 года на территориях Запорожской области, Херсонской области
или выехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию,
в том числе через территории третьих государств, с территорий Запорожской области, Херсонской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года, проходившие на территориях указанных областей военную службу
в Вооруженных Силах Украины, воинских формированиях и органах Украины, военно-гражданской администрации Запорожской области, военно-гражданской администрации Херсонской области, при условии, что они награждены орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награждены знаками отличия Российской Федерации, либо удостоены почетных званий СССР
или Российской Федерации, либо награждены почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоены благодарности Президента Российской Федерации, либо награждены ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, либо награждены наградами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, либо награждены ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и имеют общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных
в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

О формах и механизмах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Федеральный закон от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» достигшие 23-летнего возраста лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенные в соответствующий список, имеют право на однократную выплату за счет средств регионального бюджета для приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства по которому обеспечены ипотекой.

Выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном
или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве объектов недвижимости,
а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.

Предусмотрен ряд обстоятельств, необходимых для предоставления выплаты (наличие подтвержденного дохода не ниже МРОТ, отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие психических расстройств, отсутствие судимости за умышленные преступления и т.д.).

Право на получение выплаты подтверждается именным сертификатом, который доступен для реализации на всей территории Российской Федерации.

Преимущественное право на предоставление выплаты перед другими лицам имеют:

1) подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность
с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

2) принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Рассмотрение заявлений и выдачу сертификата на территории региона осуществляет министерство имущественных отношений Ярославской области.

Asset Publisher