Breadcrumb
Прокуратура информирует
Asset Publisher
Материал опубликован: 27 January 2025, 08:49
Обновлён: 27 January 2025, 08:50
Просмотров: 0
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Принят закон, направленный на усиление уголовно-правовых мер по обеспечению биологической безопасности
Федеральным законом от 29.10.2024 № 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 09.11.2024, устанавливается уголовная ответственность за контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, патогенных биологических агентов, то есть бактерий, вирусов, токсинов, ядов и других микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека.
Максимальное наказание за указанное деяние составляет 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В статью 248 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами) внесены изменения, уточняющие предмет преступления, устанавливающие повышенную ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Усилена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Федеральным законом от 09.11.2024 № 382-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С 20.11.2024 работодатель несет административную ответственность за неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Ранее ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривалась ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Также ужесточено наказание за совершение указанного правонарушения. Так, если ранее должностному лицу мог быть назначен административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, то с 20.11.2024 размер административного штрафа на должностных лиц варьируется от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей, индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Изменения вступили в силу 20.11.2024.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О плате за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2024 № 386 «Об утверждении Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов».
Отменяется действующий приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155, регулирующий этот вопрос.
В новом приказе сохранены все действующие права пассажиров при взимании платы за перевозку. Вводится ряд принципиально важных изменений.
В частности, закреплено право пассажиров, опоздавших на рейс, воспользоваться обратным билетом. Размер платы, взимаемой с пассажира за аннулирование перевозки или изменение условий перевозки, ограничивается фактическими расходами перевозчика.
Приказом устанавливаются следующие порядки расчета:
- стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика;
- неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и случаи, при которых неустойка не взимается;
- денежной суммы, подлежащей возврату при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира;
- денежной суммы, подлежащей возврату при изменении договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительство утвердило параметры проведения эксперимента по онлайн-продаже билетов на субсидированные авиаперевозки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 № 1776 «О проведении эксперимента по автоматизации процесса управления льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном транспорте» с 01.01.2025 вводится в действие эксперимент, который упростит покупку субсидированных авиабилетов для некоторых категорий граждан.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет по специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года вводится запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом введен запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, к которым законодатель относит товары для личных и бытовых нужд, содержащие сжиженные углеводородные газы, представляющие опасность для жизни и (или) здоровья при использовании путем вдыхания указанных газов и (или) их паров.
При возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец обязан потребовать документ, удостоверяющий личность, а при дистанционной торговле надо удостовериться в совершеннолетии покупателя иным способом. При отсутствии подтверждения продавец обязан отказать покупателю в продаже.
На органы власти будет возложена обязанность по защите ребенка от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей потребление путем вдыхания сжиженных углеводородных газов, содержащихся в потенциально опасных газосодержащих товарах бытового назначения, и (или) их паров. Информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные углеводородные газы и (или) их пары, признается запрещенной к распространению среди детей. Профилактика и запрет потребления отнесены к числу мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе территориальной подсудности для обжалования постановлений об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2024 № 51-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области» (далее – постановление) не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на вынесенное должностным лицом и не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Впредь до внесения в законодательство изменений, вытекающих из постановления, при применении пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа (должностного лица), вынесшего указанное постановление, за исключением жалобы на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, вынесенное в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (назначение административного наказания без составления протокола), которая подлежит рассмотрению судом по месту совершения административного правонарушения.
В то же время КоАП РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает, что направление судом общей юрисдикции поступившей жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на рассмотрение в другой суд того же уровня в соответствии с правилами территориальной подсудности является обязательным для последнего, требуя от него совершения действий и принятия решений, предусмотренных законом для рассмотрения жалобы, даже если он придет к выводу о неподсудности ему этой жалобы.
Постановление вступило в силу 13.11.2024.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Минтранс уточнил порядок размещения пассажиров с детьми в самолете
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2024 № 462 внесены изменения в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
Скорректированы правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В частности, перевозчик обязан предоставить ребенку в возрасте до 12 лет и сопровождающему его пассажиру соседние места на борту самолета в одном ряду, не разделенные проходом, в соответствии с классом обслуживания без доплаты.
Перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет с одним сопровождающим без предоставления ребенку отдельного места осуществляется бесплатно при внутренних рейсах и со скидкой не менее 90 % от тарифа при международных.
Другие следующие с одним сопровождающим дети в возрасте до 2 лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест. Также авиакомпании должны предоставлять скидку в 50 % на внутренних рейсах для детей до 12 лет, являющихся гражданами Российской Федерации. Исключением будут субсидированные государством льготные тарифы, тарифы первого класса и бизнес-класса.
Перевозчик сам определяет размер скидки, в том числе при покупке отдельного места ребенку в возрасте до 2 лет и детям от 2 до 12 лет на международных рейсах, а также при перевозке детей до 2 лет без гражданства Российской Федерации на внутренних рейсах с предоставлением им отдельного места.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года расширяется перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.10.2024№356 внесены изменения приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, неподлежащих категорированию по видам транспорта».
Так, вносятся изменения в раздел 1 «Морской транспорт» и раздел 2 «Речной транспорт» Приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331.
В перечень объектов, не подлежащих категорированию с 1 марта 2025 года, будут относиться здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного субъекта Российской Федерации, внутреннего водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки по местным, пригородным и внутригородским маршрутам.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Министерством внутренних дел России утвержден порядок выдачи заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Приказом МВД России от 10.06.2024 № 323 утвержден порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Выдача заключения осуществляется линейными управлениями МВД России на транспорте в отношении персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также аттестуемых лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности на объектах железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, находящихся в обслуживании органов внутренних дел на транспорте, или выполняющих такую работу.
Основанием для принятия комиссией решения о подготовке проекта заключения является наличие информации о причастности аттестуемого лица к организованной преступной группе, о намерении аттестуемого лица использовать в противоправных целях возложенные на него полномочия при осуществлении работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, о намерении аттестуемого лица получить доступ к оружию. Выдаче заключения предшествует протокол заседания соответствующей комиссии.
Выдача заключения о возможности либо невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, осуществляется в срок не более 30 дней со дня регистрации запроса заявителя в территориальном органе МВД России.
Приказ действует с 03.08.2024. Дата окончания действия документа 01.09.2029.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 01.09.2025 перевозка разными видами транспорта будет оформляться по единому транспортному документу
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.
Законом определяются перевозки грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, реализуемые несколькими видами транспорта в пределах Российской Федерации по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования. Участниками перевозочного процесса при этом могут быть перевозчики, экспедиторы, владельцы инфраструктур железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта, операторы портов и железнодорожных станций.
В настоящее время для осуществление таких перевозок требуется оформление билета или накладной на груз на каждом сегменте в соответствии с правилами по каждому виду транспорта.
Данным законом предусмотрено подписание соглашения об организации перевозки между всеми участниками перевозки, в котором указываются все типы транспортных средств, маршрут перевозки, порядок передачи груза и сроки доставки.
Подтверждает заключение договора единый транспортный документ, который подписан в бумажном или электронном виде. Перевозчик обязан информировать всех участников перевозки об условиях соглашения, в том числе посредством публикации в интернете. Грузоотправитель обязан в сроки передать перевозчику всю необходимую информацию для организации перевозки.